Сitroen отмечает 80-летие автомобильного путешествия «Желтый рейд»


В этом году Сitroen отмечает 80-летие легендарного автомобильного путешествия «Желтый рейд», который можно назвать одной из самых грандиозных экспедиций ХХ века. Ее цель - пересечь Азиатский материк с запада на восток, от Бейрута до Пекина, по пути проводя научные изыскания. Маршрут составил 12 115 км по дорогам и бездорожью, автомобилям предстояло преодолеть горные перевалы на высоте 4 тыс.м., переправиться через широчайшие реки, испытать низкие температуры и пережить невыносимую жару. Серьезную опасность представляли кровопролитные конфликты между колониальными державами и набирающими силу движениями. Возглавил рейд предприниматель и сотрудник компании Citroёn Жорж-Мари Хаардт. Кроме того, к участию в экспедиции были привлечены археологи, специалисты по истории буддизма, священник, палеонтолог, механики – водители, врачи, писатель Жорж Ле Февр и даже русский художник Александр Яковлев. В процессе подготовки к экспедиции помимо естественных препятствий участникам пришлось учитывать и политические: мятежный Афганистан, раскольнический Синьцзян, охваченный войной и наводнениями Китай… Незадолго до старта советские власти запретили проезд через Туркестан несмотря на разрешение, выданное годом ранее. Маршрут пришлось поменять в самый последний момент. Единственный выход – решиться на переход через Гималаи, что при шеститонном весе гусеничных машин казалось практически невыполнимой задачей. С другой стороны, было невозможно примириться с мыслью о том, что тяжелый самоотверженный труд и время, отведенное на подготовку, затрачены впустую. Было решено от экспедиции не отказываться, но внести в план ее осуществления радикальное изменение: с запада и востока, навстречу друг другу, выйдут две группы, соединение которых произойдет в Аксу, в центре Тянь – Шаня. Таким образом, вместо одной экспедиции в путь отправились две. Первая группа под названием "Памир" в составе семи обыкновенных гусеничных машин с шасси Кегресса и прицепами отправилась, как и было намечено, с запада, из Бейрута, а еще семь машин группы "Китай", нагруженные тяжелым оборудованием, стартовали из Пекина. Их задача - пересечь пустыню Гоби и вместе с группой "Памир" вернуться в Пекин. Для того, чтобы обеспечить продвижение экспедиции, понадобилось 11 караванов, то есть 622 верблюда, доставивших 50 тонн различных грузов: топливо, питание, запасные части и прочее в самые отдаленные точки Центральной Азии. Кроме того, пришлось вносить изменения в конструкции автомобилей, облегчая их, делая разборными (вплоть до рам) на случай, если они не смогут преодолеть высокогорные перевалы. Обе группы оснащены одинаково: в каждой – головная машина с картами, компасами, оружием, научно – исследовательская машина с археологическим геодезическим и топографическим инструментом, машина – кухня, оборудованная плитами с бензиновыми горелками для приготовления еды на 30 человек, две машины с киноаппаратурой, санитарная машина, она же автомастерская, и машина с радиоаппаратурой. На время экспедиции автомобилям суждено было стать и средством передвижения, и домом. Начало пути двух групп складывалось совершенно по разному. Бейрутская группа первую часть маршрута прошла легко, однако вскоре начались проблемы. Подробных карт районов, где пролегал маршрут, не было, дорогу часто приходилось узнавать у населения и встречных караванщиков. Особенно тяжело отряду пришлось в Афганистане: по 12 часов в день водители вели машины на 50-градусной жаре. Средняя скорость движения – 8 км в день. Движению мешали валуны. На одном из отрезков пути размытая дождем почва не выдержала и кусок дороги огромной глыбой скатился в ущелье, гусеничные машины буквально зарылись носом в землю, словно рыбацкие баркасы во время шторма. Тем не менее, отряд пробивался к Китаю, пока позволяли условия, когда же пробираться на машинах стало совсем невозможным их демонтировали: одну оставили в Гилгите (Индия), вторую же в разобранном виде отправили в Париж. Дальше двинулись верхом... Еще сложнее пришлось китайской группе. В Китае шла гражданская война, и путешественники попали в плен. Их судьбой занялись дипломаты Китая, Франции и России, которые все-таки, путем длительных переговоров, добились освобождения соотечественников. В Кашгаре (Китай) обе группы встретились, и путь до Пекина был пройден на автомобилях китайской части экспедиции. Пробег финишировал в Пекине 12 февраля 1932 года, однако радость победы омрачила последовавшая вскоре смерть Хаардта, скончавшегося 16 марта. Вернувшихся во Францию участников “Желтого рейда” чествовали в большом зале Сорбонны в присутствии президента республики Альбера Лебрена.


Вернуться на Главную




Hosted by uCoz