Винченцо Флорио мог бы прожить жизнь так, как предлагала судьба, — богатеньким отпрыском семьи сицилийских предпринимателей. Но вместо этого на рубеже ХХ века паренек «заболел» автоспортом — и в 1906 году в возрасте 23-х лет организовал собственную гонку. А затем положил на нее жизнь — до самой своей смерти в 1959 году Винченцо Флорио лично устраивал каждую гонку на Сицилии, за победу в которой вручалась Targa Florio, «табличка Флорио».
Targa Florio пережила не только своего создателя, но и все другие дорожные гонки в мире. Трансамериканская Carrera Panamericana была запрещена в 1954 году, тысячемильный пробег Mille Miglia — в 1957-м… Безопасность! На Сицилии проблемы со зрителями тоже были — гонщики вспоминали, как люди выскакивали на дорогу перед машиной, чтобы отпрыгнуть в последний момент. И гром, конечно, грянул. Но о том, что произошло в 1977 году, мы вспомним ближе к концу 72-километрового круга.
Навигационная система обновленного Бокстера 2009 модельного года — как и у купе Cayman, с увеличенным экраном и упрощенным управлением, — приводит в удивительное место. Прямо в одном из правых поворотов дороги SS120 (если ехать от Палермо) сохранился весь стартовый комплекс гонки Targa Florio. Из-под этого ныне ржавого железного мостика машины, как в ралли, уходили на трассу с интервалами от двух минут до 30 секунд. Правее — судейская башня и бетонные трибуны. А по левую руку — там, где сейчас встречная полоса, — был пит-лейн и вытянувшееся вдоль дороги здание боксов. Когда-то на их месте располагались простые навесы, а нынешние постройки относятся к 60-м годам.Boxster уходит со старта как стрела — это работает «зашитый» в режим Sport Plus лаунч-контроль. У меня — родстер версии S с 310-сильным мотором (у «топового» двигателя парочки Cayman/Boxster ныне непосредственный впрыск бензина), преселективной коробкой передач PDK и опционным самоблокирующимся дифференциалом. Первый поворот — буквально через 300 метров.И…
Говоря по-простому, Targa Florio — это горная дорога длиной 72 км, которая отличается от обычных серпантинов переменным «ритмом» крутизны поворотов. Красота — безумная! В историю вошли слова Грэма Хилла, произнесенные им при первом посещении этих мест: «Вот это виды! Ну а теперь покажите мне трассу...» Не поверил британец в то, что гонка проходила по единственной в этих краях дороге общего пользования, которая вдобавок перекрывалась только в дни соревнования, — тренировки чудом заканчивались без тяжелых аварий (за исключением пары случаев в 1971 году).Мне тоже лучше не «педалировать». Поэтому нажимаю кнопку, двенадцать секунд — и тканевый верх открывает всю красоту оливковых рощ и виноградников Мадони. Кстати, почему обновленный Boxster не превратили в модный нынче купе-кабриолет? «Вес, прежде всего вес», — отвечают немцы. Крыша Бокстера весит всего 27,9 килограмма — на три кило меньше, чем у ближайшего из конкурентов, родстера BMW Z4 уходящего поколения. У новой «зетки» складной верх уже металлический, а, по словам людей из Porsche, такой потянет на полцентнера.
Вес ценят те, кто борется за каждую секунду: гоночный Porsche 550 A Spyder в 1956-м выиграл Таргу Флорио именно благодаря облегченной конструкции. То был всего второй старт для модернизированной версии «А» — из алюминия сделали не только кузовные панели, но и силовой каркас кузова, а заднюю подвеску с качающимися полуосями сменила прогрессивная многорычажка. Более того, спайдер Porsche 550 был первым чисто гоночным автомобилем свежерожденной марки отца и сына Порше, которой к 1953 году исполнилось всего пять лет. В отличие от серийной модели 356, двигатель у алюминиевого спайдера стоял не в заднем свесе, а в базе — развернутый на 180 градусов. Мотор был специальный — верхневальный «мотор Фурманна», названный по имени создавшего его инженера. Тогда как серийный двигатель с распредвалом в блоке выдавал максимум 75 л.с., гоночный — около 115 л.с.! При том, что весил заправленный Porsche 550 A Spyder менее 600 килограммов.За рулем сидел 28-летний Умберто Маньоли, уже выигравший в 1953 году Таргу и в 1954-м — последнюю гонку Carrera Panamericana за команду Lancia. За десять кругов Маньоли обогнал целый выводок Maserati, Ferrari и Мерседесов — и с 15-минутным отрывом первым приехал на финиш. На руку пришлись и проблемы у конкурентов. Например, Пьеро Таруффи по кличке Старая лиса засадил свой Maserati 300S в стену, пробил бензобак, заправить полностью его уже не получалось — и Таруффи скатился на третье место.
Кстати, немцы из Porsche не ожидали победы. Это была «разведка боем» — команда приехала на Сицилию всего с двумя механиками!
В гонке Маньоли показал среднюю скорость 90,9 км/ч. Это серьезно! По удельной мощности «мой» Boxster S превосходит Spyder Маньоли — 228 л.с. на тонну снаряженной массы против 191 л.с./т. Но что там средняя скорость — просто до 90 км/ч мало где разгонишься. Поворот на повороте — разные источники насчитывали здесь от тысячи до полутора тысяч виражей. Прямики метров в триста-четыреста — редкость. С послевоенных времен дороги на Сицилии закованы в асфальт, но на первой половине круга, от Черды до Калтавутуро, — провалы в асфальте, волны, грязь, вода, заплатки… Ничего общего с асфальтовым «кольцом» в сегодняшнем представлении.
Но Boxster неровностей не боится! Ведь он «воспитан» на Нордшляйфе. В лучших традициях Porsche подвеска сочетает «асфальтовую» жесткость с хорошей энергоемкостью. Если в повороте ты попадаешь на «плывун» асфальта — машина просто «съедает» его с легким толчком, прилипнув к траектории. И только вибрации рулевой колонки напоминают, что кузов-то открытый, да и усилений при модернизации не было: жесткость на кручение (12500 Нм/град) по-прежнему в два с половиной раза ниже, чем у купе Cayman. Но на управляемости это, похоже, не сказывается. И подруливаний в повороте нет, и «предельное» поведение с резким, но поздним уходом в занос похоже на то, что описывал мой коллега Павел Карин, поездивший на Каймане. Сколько Boxster проиграет своему закрытому брату на трассе Тарги — не скажу. Но на Северной петле, как говорят немцы, — всего три секунды!Кстати, если запомнить все повороты на 20-километровой Северной петле многие умудряются, то на Сицилии это невозможно в принципе. Тем не менее даже профессиональные раллисты здесь ездили без штурманов: не хотели утяжелять машину. Финн Тимо Мякинен признавался: «Я никогда не отважусь пройти здесь «слепой» поворот на полном газу. Что за ним — одному богу известно. Однажды я видел мальчишку, разбрасывающего песок на дороге, чтобы машины скользили».
В двойном повороте, не доезжая Калтавутуро, в 1926 году разбился молодой Джулио Мазетти на автомобиле Delage. У него был стартовый номер «13» — именно после той аварии в гонках к «чертовой дюжине» относятся с предубеждением. Неподалеку — и самая высокая точка «короткого» 72-километрового маршрута: 600 метров над уровнем моря.
Но Targa Florio — это не один длинный подъем, а затем спуск. Это постоянное чередование гор и долин: вверх-вниз, серпантин за серпантином. О таком моторе, как у Бокстера S, во времена Маньоли можно было только мечтать. У него не просто добавлен непосредственный впрыск — переработано все. Блок цилиндров ради пущей жесткости собран из двух деталей, а не из четырех, как раньше. Поршни и кольца доработаны — уменьшены даже аэродинамические потери, уже не говоря про улучшение качества обработки всех деталей. Поршневые кольца и толкатели клапанов теперь с алмазным антифрикционным покрытием DLC (Diamond-Like Carbon). В итоге при 6500 об/мин потери на трение уменьшены на 5%.И я как будто это чувствую — в каждом всхлипе за спиной бьются душа и ум. Наверное, так же ощущал свой «боксер» Маньоли — и инженеры в те годы шли тем же путем: снизить трение, повысить отдачу, подобрать патрубки вертикальных Солексов так, чтобы резонансный наддув помогал подать в цилиндры побольше воздуха. Все это реализовано и на современных оппозитах Porsche! С той разницей, что сейчас все делается не по наитию, а с помощью компьютерного моделирования.Но самая чудесная вещь в обновленном Бокстере — коробка PDK, сменившая «автомат» tiptronic S. Даже если не трогать режимы Sport и Sport Plus, она с готовностью принимает предложение «пошустрить», понимая твои желания по скорости и глубине нажатия напольной педали газа. Когда-то tiptronic S поражал человеческой логикой алгоритмов адаптации, но у PDK их диапазоны расширились. Добавьте сюда незаметные и мгновенные переключения — и, судя по всему, получится лучшая в мире коробка передач!
Жаль, что безобразные кнопки «ручного» выбора на руле все время лезут под руку. Зато сама баранка теперь — с подогревом.
Вдруг в постоянной карусели виражей — сначала намеком, а потом во весь горизонт, — появляется зеленоватое Средиземное море. Глоток свежего воздуха — единственный шестикилометровый прямик вдоль побережья. Можно представить, каким долгожданным был он для «боевых» пилотов после шестидесяти с лишним километров «наматывания» на руль без усилителя! Обновленный Boxster, кстати, отличается чуть более мощной гидравлической «подмогой», призванной компенсировать раздавшиеся в ширину шины. Но по ощущениям руль все такой же уверенно тяжелый.По «прямой Бонфорнелло», Rettilineo di Bonfornello, где Porsche 550 А Spyder выжимал все свои 220—235 км/ч, сегодня не разгонишься — знаки «70» да «50». Причем, по воспоминаниям очевидцев, полвека назад этот участок был совсем не такой ровный, как сейчас. И заканчивался двумя поворотами, в которых можно было отыграть очень много — если плюнуть на страх и не отпускать газ. Маньоли, судя по всему, так и делал.До стартовой линии остается всего четыре километра — круг почти закончен. По злой иронии судьбы в конце «прямой Бонфорнелло» закончилась и история дорожной гонки Targa Florio. В 1977 году это был уже этап только итальянского чемпионата спортпрототипов — мировое первенство оставило Сицилию четырьмя годами ранее. На первом круге открытый прототип Osella PA4-BMW Габриеле Чьюти зацепил стену и лишился заднего оперения. Второй круг Чьюти смог промчать без антикрыла, но в конце третьего — как раз здесь, у последних виражей — его машина потеряла управление и вылетела в толпу зрителей: двое убитых, пятеро раненых, включая впавшего в кому пилота. Остановила гонку только полиция — на пятом круге из запланированных восьми. Но остановила уже навсегда.
Сегодня детище Винченцо Флорио — старейшая и продержавшаяся дольше всех дорожная гонка — подзабыто. Отчасти она оказалась в тени великого марафона Mille Miglia. Обе гонки всегда шли парой, в конце весны — начале лета. Сегодня в горах Мадони тоже проводятся ретроралли, но скорее местечковые, не столь раскрученные, как Mille Miglia Storico. В городках Черда и Коллезано есть музейчики, посвященные гонке, но в одном лишь два с половиной зала фотографий да гоночной амуниции, а другой мы и вовсе не смогли найти. По сравнению с музеем Mille Miglia в Брешии, где стоит десятка два гоночных автомобилей всех эпох, это крохи.
Не в том ли причина, что на Targa Florio немцы «обыграли итальянцев на их территории»? За 71-летнюю историю сицилийской гонки автомобили Porsche побеждали здесь чаще других, 11 раз — в основном это были прототипы 60-х годов. А лучшая из итальянских команд, Alfa Romeo, имеет лишь 10 побед, да и то в основном довоенных.Память о Targa Florio, как ни пафосно это звучит, живет в каждом автомобиле Porsche. Мощный мотор, легкий кузов плюс отточенная управляемость — формула семейства Порше доказывалась в жесточайших гонках современности. И Boxster в этом смысле — полноправный член семьи. Не зря в 1993 году компания, стоившая всего 300 миллионов евро, инвестировала в новую модель в пять раз больше. Окупилось.
Эта история — о человеческой самоотдаче. Винченцо Флорио вложил в свое детище жизнь. Умберто Маньоли трясся семь часов пятьдесят четыре минуты и пятьдесят две секунды в низкой алюминиевой скорлупке и прошел, наверное, тысяч пятнадцать поворотов, чтобы доказать, что легкий «поршик» быстрее мощных, но тяжелых конкурентов. И если бы не эти люди, как и тысячи других энтузиастов автоспорта, которые гонялись и бились без шлемов и ремней, травились испарениями этилированного бензина и метанола… Если бы не они, автомобили Porsche были бы другими.
|