Эта статья должна была быть написана еще в 2006 году — ведь впервые Audi Q7 V12 TDI представили ровно два года назад, на Парижском автосалоне — 2006. Но тогда вместо него в серию пошел Q7 V8 TDI. А двенадцатицилиндровый дизельный кроссовер начинает продаваться только теперь: 500 л.с. и 1000 Нм крутящего момента!
Держись, Porsche Cayenne Turbo?
Сначала спрос на «Ку-седьмой» был ажиотажным — на заводе Audi в Словакии пришлось даже вводить дополнительную смену! Но несмотря на перевыполнение планов продаж, Q7 по популярности не дотягивает до конкурентов — в прошлом году было выпущено 77,5 тысячи кроссоверов Audi Q7, около 130 тысяч BMW X5 и без малого 150 тысяч автомобилей Mercedes с индексами ML и GL.
Понятно, что самый мощный и дорогой Audi Q7 не покроет собой двукратное отставание в продажах. Но подогреть интерес — за милую душу!
Внешне V12 TDI отличается от «обычных» Q7 несильно. Передний бампер с большими воздухозаборниками и полосками светодиодов дневного света — как на Audi S6. Немного расширенные арки колес, хромированные ребра решетки радиатора, овальные выхлопные трубы вместо круглых. Из-под бамперов выглядывает защита днища из нержавейки — скорее декоративная, чем функциональная. Но жители маленького немецкого городка, куда я зарулил для фотосъемки, все равно оглядывались на машину. Многие — неодобрительно. Потому как Audi Q7 с его пятиметровой длиной и двухметровой шириной на узких городских улочках — как слон в посудной лавке. Когда я свернул не в тот переулок, пришлось долго возвращаться задним ходом — развернуться на этом белом слоне тут было не легче, чем библейскому верблюду пролезть сквозь игольное ушко…Нет, прочь из города — на автобан! Здесь Audi Q7 V12 TDI в своей стихии, тут его дизель может показать всю мощь своих пятисот «лошадей». Газ — в пол, рев могучего мотора, разгонная полоса кажется взлетной… А выруливая в основные ряды, нужно смотреть не в зеркала, а вперед — как бы не протаранить тихохода. Бросаешь взгляд на спидометр — а там уже 200 км/ч!
Но хотя в Audi всячески подчеркивают родство 12-цилиндрового дизеля с мотором лемановского прототипа R10, характер у двигателя далек от гоночного. Реакции на педаль газа сглаженные, голос — внушительный, но бесцветный. «Снизу» дизель не спасают даже шесть литров объема — он разгоняет машину массой более 2,5 тонны неохотно. Подхват на рубеже 1500—1700 об/мин, когда двигатель выходит на «полку» крутящего момента в 1000 Нм, не поражает воображение — ускорение нарастает мощно, но плавно.
Зато на холостых мотор работает мягко — при схеме V12 не возникает свободных сил и моментов инерции, вызывающих вибрацию силового агрегата. Кстати, от гоночного дизеля Audi R10 серийный мотор V12 TDI унаследовал только коленвал и аккумуляторную систему впрыска топлива с рабочим давлением до 2000 атмосфер. Но блок цилиндров — чугунный, а не алюминиевый, с углом развала всего 60 градусов против гоночных девяноста.
Свою лепту в «гражданственность» вносит и усиленный «автомат». Главную задачу — держать дизель с его узким рабочим диапазоном в турботонусе — он выполняет исправно, не ленясь перебирать ступени. Так что понять всю глубину «турбоямы» можно только в ручном режиме трансмиссии. Но ощущения жесткой связи мотора с колесами нет, «вниз» коробка переключается с небольшой задержкой. А в самих сменах передач комфорт явно преобладает над скоростью переключений.
Автобан, как все хорошее, быстро заканчивается. Мелькнул нужный указатель, керамические тормоза быстро и мощно осадили тяжелую машину — и...И Audi Q7 V12 снова превращается в белого слона. При перестроении в правую полосу он переваливается с боку на бок, с трудом попадая в узкий канал виража на съезде с автострады. Не потому, что скользит, — до предела 20-дюймовых шин Dunlop шириной 295 мм еще далеко. А потому, что только к середине поворота я «нащупал» правильную траекторию «легким» и малоинформативным рулем. И при первой же возможности свернул на обочину перевести дух. Уф!
Нет, в поворотах на Audi Q7 V12 TDI лучше не спешить. Пневмоподвеска мягкая — несмотря на заявленные спортивные настройки. Принудительное переключение в режим Dynamic ситуацию не спасает — разве что руль становится немного «тяжелее». Даже не верится, что Audi Q7 V12 TDI проходит Северную петлю Нюрбургринга всего за 8 минут 50 секунд, — на двенадцать секунд быстрее, чем близкий по энерговооруженности Porsche Cayenne GTS с жесткой спортивной подвеской и механической коробкой передач.
Впрочем, заткнуть за пояс Cayenne Turbo все равно не удалось — он не только спортивнее, чем Q7, но при той же мощности легче аж на 250 кг. И на покорение Нордшляйфе ему требуется 8 минут 40 секунд.
Зато Audi Q7 V12 TDI экономичнее! Расход дизтоплива в смешанном режиме — всего 11,3 литра на сотню километров. Аналогичный паспортный расход бензина у модели Porsche Cayenne Turbo — все 14,9 л/100 км.
Впрочем, у Porsche тоже скоро будет дизельный Cayenne. Но совершенно другой, с фольксвагеновским мотором V6 TDI (естественно, адаптированным под ценности Porsche). «Развести» Audi Q7, Volkswagen Touareg и Porsche Cayenne по разные стороны маркетинговых баррикад — одна из главных задач тех, кто правит этими компаниями. Люди-то одни и те же…
Основным рынком для Audi Q7 V12 TDI должна стать Германия с ее безлимитными автобанами и любовью к дизельным автомобилям, на которые приходится более 97% всех немецких продаж Audi Q7! Вторым по значимости рынком предположительно будет Ближний Восток. Там покупателям все равно, что заливать в бак, — лишь бы машина была быстрой. Питают немцы надежды и на Россию: ведь и у нас уже 38% покупаемых «Ку-седьмых» — дизельные. Но попытка продавать у нас мощный и дорогой Touareg V10 TDI окончилась провалом — спрос не превышал нескольких десятков машин в год.Готовят в Audi и заокеанскую почву. Дизельные прототипы Audi R10 громят всех в кольцевых гонках ALMS, скоро стартует трансконтинентальный пробег на серийных дизельных Audi из Нью-Йорка в Лос-Анджелес... Правда, спрос на Audi Q7 в Америке примерно вдвое ниже, чем в Старом Свете. А дизельных «Ку-седьмых» там вообще нет — в караване пробега будет присутствовать Audi Q7 V6 TDI, но продажи «Ку-седьмых» с «шестерками» на тяжелом топливе только планируются. А Audi Q7 V12 TDI — разве что перспектива.
Так нужен ли кроссоверу дизель V12?
В колониальной Англии есть идиома родом с Востока: «Подарить белого слона». Такой альбинос был священным животным, подарком богов. На нем нельзя было ездить и возить грузы, зато требовалось всячески лелеять и кормить. Короче, толку никакого, а затраты велики. Зато престижно!
Теперь выражение «подарить белого слона» означает «всучить ненужную вещь». При чем здесь Audi Q7 V12 TDI? Так, цветом навеяло…
|