СКОРОСТЬ В РАДОСТЬ
Honda Jazz
В 2002 г. Jazz серьезно опережал свое время. В те далекие времена «музыкально направленные» модели Honda (Jazz и Accord) превращали в меломанов даже тех, кто не отличит джаз от блюза. Эти произведения настолько удались японским авторам, что по праву должны войти в сборник лучших из лучших. И тем, кто занимается собирательством, стоит уже сейчас затащить эту машину себе в норку. Новое поколение модели появится ориентировочно во второй четверти 2009 г., и что было на уме у его создателей, мы не узнаем ровно до тех пор, пока черт не выпрыгнет из коробки и не плюнет нам в глаз.
Honda Jazz, конечно, не безгрешна. Все зеркала (и боковые, и заднего вида) – удивительно маленькие. Руль регулируется только по высоте, но не по вылету. Но не в этом главная проблема, а в том, что даже если не самым интенсивным образом крутить руль, он может закусить. Физически с этим под силу справиться любому водителю, но не каждый справится с досадой. Тем более удручающей, что все остальное в машине сделано так, что в Honda могут, надувшись индюком от гордости, говорить «да, это наша». В Jazz гигантский багажник, высокий потолок и просторный салон. Расход топлива незначительно отклоняется от 6-7 л/100 км. Есть автоматическое сложение зеркал и вход для внешних носителей. Карлсон бы сильно удивился, как столько людей и вещей влезает в такую «маленькую коробочку», а Кларксон, возможно, и сам бы туда влез. Тут есть и всевозможные боксы, ящички, карманы и кармашки и даже открытая полка спереди, длиной во всю ширину машины, на которой разве что книги расставить. Поразительно для автомобиля этого класса, да, пожалуй, для любого класса!Если перейти в мануальный режим (то есть водитель и вариатор будут делать вид, что у них есть семь передач), то в ход пойдут подрулевые лепестки-переключатели. Типтроник есть и у некоторых конкурентов, но настоящих «лепестков» – ни у кого!
Если обратить внимание на пол Honda Jazz, который больше похож на дно катамарана с объемными рельефными выемками для кресел, станет смешно. А ведь другого и не надо! Скучный кузов с предельно упрощенными линиями понурого фургончика еще раз доказывает, что чувство юмора чаще присуще серьезным на вид типам, а не клоунам в глупых ботинках. Jazz не модный, и он не красивый. Но какой же он бодрый и позитивный! (Невероятно популярный норвежский писатель Эрленд Лу считает, что обычный человек имеет право поставить один восклицательный знак за свою жизнь, а человек, который писательством зарабатывает на хлеб – два. Только лишь в тесте Honda Jazz это уже энный по счету восклицательный знак, на который его автор не имел совершенно никаких прав. Но дело в том, что последняя книга Лу – «Грузовики «Вольво», а последняя тестовая машина Репкиной – Honda Jazz. Поэтому в этом тесте мог бы появиться еще не один восклицательный знак).Качество материалов и отделка салона хороши. Оснащение на самом высоком уровне. Сумма на ценнике включает в себя не только каркас и шильдик, но и все остальное. И даже больше. Все то, что было хорошего в марке Honda, и что можно было вложить в маленькую городскую демократичную машинку.
МАЛЫШКА НА МИЛЛИОН
Mazda2
Об этой машине сказано уже так много, и она завоевала уже так невероятно много титулов и наград, что трудно поверить, что она еще вчера буквально у нас на руках вылупилась из толстой белоснежной скорлупы, в которой был минимум кальция и максимум сверхточных данных о современном автомобильном рынке. Mazda2 – это продукт своего времени и это сын своего отца – компании, которая совсем недавно возродилась из пепла слишком прогрессивных, а значит слишком дорогих, а потому никому не нужных разработок. У Mazda сегодня и еще десяток лет не будет права на ошибку, автомобили этой марки должны непременно становится хитами, звучащими из каждого киоска и каждого мобильного телефона. Это фабрика звезд, конвейер по производству именно того товара, который сегодня востребован. Лишь пройдя эту стадию, можно будет поменяться ролями с покупателем – и, перестав перед ним раболепствовать, жестко навязывать ему все, что угодно, отыгрываясь за годы, проведенные в исполнении чужих желаний, будто день сурка случился в Рождество. А пока можно быть уверенным, что любой автомобиль Mazda – это лучшее соотношение цены и качества, самый эмоциональный выбор среди рациональных предложений, яркий и модный образ, увлекательное и безопасное вождение, и все то, что требуется от современного личного транспортного средства. За такие слова не надо упрекать в цинизме, ведь эти слова – такой же гарант надежности, как виза нотариуса или непоколебимая уверенность адвоката.
Без этой машины не было бы этого теста – это очевидно. Очевидно ли, что именно она побьет старую гвардию и выиграет? Пожалуй, нет. Иначе можно бы было ограничиться колонкой в новостях. У нее есть восхитительный цвет «под кузнечика» – беспроигрышная приманка для потенциальных покупателей. Она – воплощение всего самого лучшего, что было создано до нее в классе компактных автомобилей. Она такая же zoom-zoom, как RX-8 и CX-7. Она красотка и она замечательно рулится… Но ночью на тесной стоянке во дворе или в теплом гараже ей снится липкий кошмар, что рано или поздно появится машина, подобным ей образом запрограммированная на успех. Волков бояться – в лес не ходить, это она знает, поэтому и не боится. Ныряй, а там разберемся!
Это машина, которая не просто тебя везет, а везет так, как ты этого хочешь. Затейливость ролевых игр не знает границ. Можно выбрать МКП (которая примерно как корове седло для «одноклассников») и разориться на спорт-пакете, но ехать на все деньги. Самое милое, что и «автомат» на версии с 1,5-литровым мотором не лишает водителя приятных эмоций. Эмоций, которые несколько меняют свой характер, когда речь идет о стоимости наклейки «Car of the Year» на заднем стекле этого шедевра, но которые неизменно берут свое, как только машина с радостным безудержным визгом трогается с места.Мы не возили эту машину на полигон, как сделали бы некоторые наши коллеги. В отличие от них, мы не надеялись, что маленькая городская машина выживет после нескольких кругов, мы не верили в чудо, что она окажется диво как приспособлена к спортивным нагрузкам. Мы ездили на Opel Corsa по городу – стояли в пробках, а затем пытались угнаться за упущенным временем на МКАДе, парковались в тесных дворах и узких переулках, и не ждали, что с неба гроздями начнут сыпаться звезды.
Кто-то, возможно, скажет, что едет она слишком медленно. У Opel есть быстрая Corsa OPC, но поскольку плохому танцору всегда мешает либо пол, либо что-то еще – ОРС тоже не выход, вернее – не тот выход. Opel Corsa с двигателем объемом 1,4 л и автоматической коробкой передач неплохо едет с низких оборотов и отнюдь не сразу сдает после резвого старта. Во всяком случае, ее потенциала хватает, чтобы испортить настроение окружающим, легкомысленно задремавшим на светофоре. А самим вдоволь повеселиться, видя искреннее изумление на лицах тех, кто считает, будто Corsa и иже с ней – это не всерьез, будто это только игрушки для слегка взрослых девочек. Но нет. Это машина. Это автомобиль (не надо бояться этого слова). Для всех. Всех тех, кто живет в городе и, как скажут в каждой второй рекламе, играя по его правилам, любит побеждать. Эти красивые слова, конечно, полная бессмыслица – такая же, как пустая трата времени в пробках и денег на бензин, прогорающий в этих пробках, трата драгоценного места на парковке, которое занимают просторные автомобили, в которых по роковой случайности всегда ездит максимум один человек. Хотя, правда своя у каждого. Так тому и быть.Спереди – замечательные сиденья, которые, однако, совершенно некомфортны для крупногабаритных седоков. У Opel Corsa завидный выбор опций (только разве что покупателям автомобилей Citroen не придется завидовать): подогрев руля, навигация, CD-чейнджер, DVD, климат-контроль, круиз-контроль, система помощи при парковке, адаптивная система освещения, таймер задержки выключения освещения, спортивный режим.
В активе Opel Corsa несколько весьма прогрессивных систем – благодаря им эта игрушка очень хорошо подходит для городских игр: различных квестов, а также кошек-мышек с ГИБДД. Технический прогресс бульдозером проехался по этой машине, и его следы хорошо заметны. Тут и электроуправляемый гидроусилитель рулевого управления с коэффициентом усиления, зависящим от скорости движения автомобиля, и электронный регулятор тормозных сил, функция помощи при прохождении поворотов, функция поддержания курсовой устойчивости и даже усовершенствованная система устранения недостаточной поворачиваемости.Недоброжелатели с удовольствием узнают, что бардачок имеет очень странную и неудобную конфигурацию. Что управление поворотниками нарушает тонкое душевное равновесие водителя так же быстро, как и во всех других моделях Opel. Что шумоизоляция не идеальна, а под капот залетает и затекает грязь. Но больше злопыхатели не узнают ничего приятного для себя. Как первая, так и 101-я поездка на Corsa доставляет удовольствие и приносит очень хорошее настроение. Кроме шуток, ехать на этой машине весело. У нее легкий характер и почти нет вредных привычек.
Peugeot 207В России считается, что женщины аж трепещут при виде маленьких машинок. Пусть так. В сущности это не имеет никакого значения. Важно совсем другое – большинство российских мужчин не могут себе позволить водить компактные городские машины, потому что они из сегмента «бабских», а вовсе никаких не городских. Рубить сук, плевать в колодец, рыть могилу, клеймить позором удобные для ежедневных поездок машины – все это может войти в один сборник рассказов о житейской глупости. Явление слона в посудной лавке мало кого наводит на правильные выводы.
Для пятидверного Peugeot 207 с автоматической трансмиссией доступен только один двигатель – 120-сильный объемом 1,6 л. И с первого взгляда может показаться, что эта машина из другой весовой категории, обманным путем пробравшаяся в этот тест, чтобы уничтожить своих противников. Увы, сюжет не так интригующе хорош. Все гораздо тривиальнее – в условиях, в которых существуют все эти машины, в ездовых характеристиках разница между ними не так велика, как 33 л.с. (стоящие, как ком в горле, между Peugeot 207 и, например, Toyota Yaris). Главное для подобного автомобиля – веселый характер, жизнелюбие и способность мало-мальски реализовывать свою мощность на низких оборотах двигателя. И, непременно, яркий дизайн и комфортный салон. И стоимость – пропорциональная габаритам машины и объему двигателя. Конечно, что и говорить, 120 л.с. – это куда веселее, но 240 – это еще лучше, а 360 – и вовсе хорошо. Принято считать, что от добра добра не ищут. Вот и не надо.Peugeot 207 – очень гармоничный автомобиль. В нем прекрасно сочетаются как явные достоинства, так и очевидные недостатки. При запуске двигателя ключ норовит сложиться, зато приборная доска красивая и лаконичная, а шкалы хорошо читаемы. На заправке, выйдя из белого (или черного) лощеного автомобиля в белом (или черном) костюме из льна и шелка, вы отправитесь оплачивать свое топливо с мокрой и вонючей пробкой от бензобака в руках – она открывается уже упомянутым ключом. Зато в салоне просторно и светло. То, как работает электроусилитель руля понравится далеко не всем. На низкой скорости руль поворачивается от сквозняка, на средней он все еще слишком невесом, и набирать высокую скорость не хочется совершенно. Хотя в повороты машина входит весьма охотно, распугивая соседей надрывным визгом резины. Салону недостает простора. Пассажиры на заднем сиденье жалуются на тесноту, хотя ни на что особенно не обижаются. Даже и один пассажир может закапризничать сзади – что ж, со всеми бывает. В салоне есть освежитель воздуха, который подключен к системе кондиционирования. Аромат вполне сносный, но делает он свое ароматное дело по своему усмотрению, а это несколько коробит водителя, пытающегося хоть в чем-то сохранить самостоятельность. И так далее – на каждый «плюс» найдется свой «минус».
ЯПОНСКИЙ ГОРОДОВОЙ
Toyota Yaris.Сегодня некогда одной из самых популярных моделей живется очень не просто. Прогресс, идущий семимильными шагами, намного опережает скорость в 365 дней в году. И 2005 год рождения означает, что молодая уже давно не молода. Хотя могла бы сохраниться и получше. Могла, но не смогла. И если внешний дизайн все же не имеет ничего общего с силуэтами динозавров, то в салоне сильно пахнет нафталином.
При посадке на водительское кресло Toyota Yaris не возникает уверенности, что это именно водительское место, а не пассажирское в праворульной машине. Многие автомобильные компании исповедуют занятную философию построения автомобиля вокруг водителя. Здесь же все наоборот, будто назло. У водителя есть только руль, который вдавлен в монолит пластика, и больше ничего. Электронная приборная панель, вынесенная в центр, выступает в роли единственного источника развлечений для скучающих на галерке пассажиров. А водитель и того лишен. У Nissan подобные эксперименты с компоновкой приборов закончились триумфальным возвращением к традиционной схеме. А Renault нипочем не признаются, что это не удобно и не красиво – в каждой семье свои семейные ценности. Но Toyota!..Что касается динамики, то при автоматическом режиме «робота» ее попросту нет. Настойчивое нажатие на педаль газа делу не поможет. Рывок, которым вверх переключится передача, а затем потеря мощности надолго, сведет на нет все старания маленького, но усердного двигателя. Но достаточно перейти в мануальный режим, и жизнь заиграет новыми красками, мотор – новыми звуками, а водитель – радостными воплями «ведь может же, когда захочет!» От удивления может даже показаться, что машина гораздо мощнее, чем она есть. Но вернемся в салон. Вернее, мы из него и не выходили. Весь пластик в интерьере вызывает одни только вопросы, к тому же агрессивного характера. Под рулем есть мизерный бардачок, но положить туда что-то означает похоронить – вряд ли в нужный момент вам придет в голову искать потерянное под рулем. К тому же крышка этого удивительного бокса заклинивает при открывании. Бардачок (в традиционном месте) разделен на две секции, худо-бедно страхующие от бардака. Между рычагом КП и центральной консолью есть своеобразный поднос, который тоже весьма кстати обжить разнообразными вещицами. За ручником есть подстаканник и полочка. Сзади передних сидений есть карманы, в дверях – подстаканники. А вот багажника почти совсем нет. Кресла очень плоские, но тем не менее довольно комфортабельные. Toyota Yaris производит очень неоднозначное впечатление. Хотя данные о продажах никак не вяжутся с мнением отдельно взятых дам и господ: в 2006 году продано 2714 штук Yaris, в 2007-м – уже 4775 и 1213 экземпляров только за первый квартал 2008 года.
РЕЗЮМЕ
Маленькая собачка до старости щенок. Помимо того, что маленькая машинка – это практично, экономично и экологично – это весело. Это весело – прежде всего. Это немного не всерьез. Это когда без комплексов и без обид. Больше, круче, дороже, мощнее – это хорошо, это тешит самолюбие. Но это тупик, вернее – горизонт, который априори недостижим. Именно поэтому это колоссальный стресс. Погоня за собственным хвостом – изматывающая, бессмысленная, жестокая, бесконечная. Стоп, хватит! Улыбнитесь! Во-первых, это всех раздражает, во-вторых, кого-то это веселит. Маленькие городские машинки – это не только модное влияние загнивающего Запада с его узкими, как кругозор ленивца, улицами, не только посильная покупка на кровные, непосильным трудом нажитые, не только игрушка в подарок подружке. Это автомобиль хорошего настроения. Непонятно даже, как ему это удается. Наверное, благодаря самоиронии, легкому кокетству, смелости быть забавным, быть слабым, быть маленьким, быть честным и отчего-то при этом очень мудрым. Радоваться жизни, радоваться малому, наслаждаться деталями, наслаждаться моментами. Это не философия, это метод. Этот тест и подведение результатов задумывался как очень серьезный материал: все сделали важные лица, насупились, надели очки, галстуки, подтяжки, морщины и благородную седину, сказали пару умных фраз, многозначительно помолчали, но потом что-то пошло не так, и все расхохотались, чуть не лопнули со смеху.
1. MAZDA2
Плюс: Самый динамичный, самый яркий и самый современный автомобиль в своем классе.
Минус: Высокая итоговая стоимость с учетом необходимых опций.
2. HONDA Jazz
Плюс: Плавность хода, просторный салон, большой багажник, экономичность.
Минус: Преклонный возраст модели.
3. OPEL Corsa
Плюс: Высокое качество отделки салона, богатство опций, веселый характер.
Минус: Повышенный аппетит, нежелание динамично ехать без kick-down.
4. PEUGEOT 207
Плюс: Яркая узнаваемая внешность.
Минус: Плохая работа электроусилителя руля.
5. TOYOTA Yaris
Плюс: Имидж надежности всех автомобилей марки Toyota.
Минус: Спорный дизайн интерьера, неудачный «робот».
|